Михаил Синельников-Оришак (sine_or) wrote,
Михаил Синельников-Оришак
sine_or

Женщина и мужчина, которых не хотели...

Работаю сейчас над новой книгой, под условным названием "Америка без туземного прищура". Авось осенью поспеет, а пока предлагаю небольшой отрывок. Итак,

Мы не пожалели времени, чтобы завернуть на «свободный островок» - символ американской демократии. Я употребил сей пафос не ради звонкой фразы, а сугубо по прямому назначению. К Статуе нельзя приплыть, ни на каком водном транспорте, кроме общественного. Будь ты, хоть трижды миллиардер с личным флотом катеров и яхт, тебе ни за какие деньги не позволят сюда пришвартоваться – только через общую очередь, вместе с остальными туристами.

Впрочем, никто из коренных американцев сюда особо и не спешит. А зря, подарок Франции к юбилею Американской независимости стоит того, чтобы взглянуть на него вблизи. В кино, ради определённого эффекта «чистоты и непорочности» Свободу частенько ретушируют, доводя до белизны. На самом деле, «Женщина» - зелёная. Высота до кончика факела – 96 метров, сама статуя без цоколя - 34 метра. Для понимания: памятник Петру 1 на «стрелке» Москва-реки – 98 метров.

«Петра» для сравнения я выбрал не только за сопоставимую величину. Москвичи помнят, какая «свистопляска» поднялась в связи с его установкой в 1997 году. Пресса давила прессом: и уродство, и, вроде бы создатель Церетели лепил Колумба, а когда иностранцы отрекли скульптуру, «переработал» в Петра. Причём, затевали всё к «300-летию российского флота», но… опоздали почти на год. Журналисты упражнялись в остроумии: «вас здесь не стояло». И называли баснословные суммы денег, в которые якобы обошёлся монумент.

«Вроде бы», «якобы» - потому что все расследования (и не только общественные) большинство слухов не подтвердили. А ведь «копали» не только в «эпоху» столичного мэрства Юрия Лужкова - несомненного «мотора» всего «Петровского мероприятия». Но и после его отставки - тоже.

Я не искусствовед, чтобы судить о художественных достоинствах, зато читал в музее французские газеты времён установки Эйфелевой башни: «Это железное чудовище обезобразило Париж». А уж со статуей Свободы ситуация складывалась куда курьёзнее. Кстати, Эйфель принял деятельное участие в её расчетах и проектировании.

Начнём с того, что Статую намеревались «подарить» к 100-летию подписания Декларации, то есть к 1876 году. А в итоге получилось в 1886 году. Если в Москве опоздали к «300-летию флота» на год, то в Нью-Йорке – аж на десять лет!

Доподлинно неизвестно был ли «Пётр» переделанным «Колумбом», которого предлагали то ли Испании, то ли США, то ли в Латинскую Америку. А вот про Статую Свободы точно знаем, что первоначально она планировалась «под Египет», на Суэцкий канал. В качестве «реплики» одного из чудес света – Колосса Родосского. Египтяне посчитали, во что им свежий «Колосс» обойдётся, подумали и отказались от французской затеи. А не отказались бы - «Свобода» звалась бы «Светом Азии».

Деньги для «подарка» по взаимному соглашению пришлось искать и в США, и во Франции. Только на доставку статуи затраты выходили запредельными. Пьедестал же решили не возить, а сразу собирать на американской земле. Увы, финансировать проект никто не спешил, идея, что называется массы «не зажгла». Рука с факелом доехала до Филадельфии и Нью-Йорка в рамках Всемирной выставки, а «остальное» застряло в Париже.

Шли годы, пока не отыскался «американский Лужков». Как этот не представлял Москву без фигуры Петра, так и тот, не мыслил Нью-Йорк без статуи Свободы. Правда, наш был чиновник, «расклёванный» журналистами и общественностью: почему поставили?

А их, наоборот - журналист, точнее медиа-магнат, «клевавший» чиновников и общественность: почему не ставите?

Звали его - Джозеф Пулитцер. Ага, тот самый, который «пулитцеровская премия». Большой новатор был, родоначальник «нового журнализма», где информация не просто «подаётся», а красиво «упаковывается». Это он внедрил огромные, «кричащие заголовки», типа: «Маньяк изнасиловал серийного убийцу!»

Задолго до Владимира Ленина Джозеф Пулитцер сообразил: а газета-то ещё и «коллективный организатор»! С его подачи появилось то, что сейчас называется «кампанией в прессе». Возразят: по чину ли сравнивать Лужкова и Пулитцера, мэра и какого-то газетчика!

Э, нет, Джозеф отнюдь не «какой-то». Например, в самом конце 19 века его издание «The New York World» совместно с конкурентным «New York Journal» спровоцировали вооружённый конфликт Америки с Испаний! Конгресс США чуть ли не напрямую откликнулся на «призывы читателей», чуть ли не «по просьбам трудящихся» принял решение объявить войну!

Про ура-патриотическую кампанию двух «боевых листков» редактор журнала «The Nation» Эдвин Годкин писал: «никогда еще история американской журналистики не знала ничего столь постыдного, как поведение этих двух газет». Именно та «борьба за читателя» или по-другому - нагнетаемая военная истерия «The New York World» Джозефа Пулитцера и «New York Journal» Уильяма Херста считается в США стартом «жёлтой прессы».

Впрочем, это случится позже, а тогда по отношению к женщине с факелом Пулитцер повёл себя джентльменом, употребив энергию в мирных целях. Его «коллективный организатор» анонсировал сбор средств, подхлёстывая «скупердяев» бичующими статьями. Из «никому не нужной затеи» статуя Свободы на глазах превращалась чуть ли не в «американское знамение» со своим культом.

За пару месяцев удалось собрать больше, чем за все предыдущее время. Вопрос с финансированием закрыли. А через год открыли Статую Свободы – лично президент США Стивен Кливленд выступил. Чтоб вы более выпукло представляли заслугу Пулитцера в «выбивании денег», коротко скажу про тогдашнего президента. По крайней мере, этот случай ему неоднократно припоминали на выборах. Будучи ещё шерифом, Стивен Кливленд встал перед дилеммой: заплатить наёмному палачу 10 долларов, или привести смертный приговор в исполнение собственноручно. Короче, потенциальный глава США предпочёл сэкономить.

Сегодня Париж не мыслим без «чудовища» - Эйфелевой башни, а Нью-Йорк невозможно представить без «никому не нужной» Статуи Свободы. Пройдет ли подобным путём московский «Пётр 1», кто сейчас знает…



Tags: Москва, Нью-Йорк, США, забавное, памятники, пресса
Subscribe

Posts from This Journal “забавное” Tag

promo sine_or february 12, 2017 10:01 23
Buy for 600 tokens
Всех бесит пропаганда и все с удовольствием повторяют придуманные ею штампы. Рискну порвать один шаблон: так называемая 5 колонна – это, как «ж​**а наоборот» - слово есть, а явления нет. И никогда не было. Что мы вроде бы знаем? Во время гражданской войны в Испании, когда…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments