Михаил Синельников-Оришак (sine_or) wrote,
Михаил Синельников-Оришак
sine_or

Женщина и мужчина, которых не хотели...

Работаю сейчас над новой книгой, под условным названием "Америка без туземного прищура". Авось осенью поспеет, а пока предлагаю небольшой отрывок. Итак,

Мы не пожалели времени, чтобы завернуть на «свободный островок» - символ американской демократии. Я употребил сей пафос не ради звонкой фразы, а сугубо по прямому назначению. К Статуе нельзя приплыть, ни на каком водном транспорте, кроме общественного. Будь ты, хоть трижды миллиардер с личным флотом катеров и яхт, тебе ни за какие деньги не позволят сюда пришвартоваться – только через общую очередь, вместе с остальными туристами.

Впрочем, никто из коренных американцев сюда особо и не спешит. А зря, подарок Франции к юбилею Американской независимости стоит того, чтобы взглянуть на него вблизи. В кино, ради определённого эффекта «чистоты и непорочности» Свободу частенько ретушируют, доводя до белизны. На самом деле, «Женщина» - зелёная. Высота до кончика факела – 96 метров, сама статуя без цоколя - 34 метра. Для понимания: памятник Петру 1 на «стрелке» Москва-реки – 98 метров.

«Петра» для сравнения я выбрал не только за сопоставимую величину. Москвичи помнят, какая «свистопляска» поднялась в связи с его установкой в 1997 году. Пресса давила прессом: и уродство, и, вроде бы создатель Церетели лепил Колумба, а когда иностранцы отрекли скульптуру, «переработал» в Петра. Причём, затевали всё к «300-летию российского флота», но… опоздали почти на год. Журналисты упражнялись в остроумии: «вас здесь не стояло». И называли баснословные суммы денег, в которые якобы обошёлся монумент.

«Вроде бы», «якобы» - потому что все расследования (и не только общественные) большинство слухов не подтвердили. А ведь «копали» не только в «эпоху» столичного мэрства Юрия Лужкова - несомненного «мотора» всего «Петровского мероприятия». Но и после его отставки - тоже.

Я не искусствовед, чтобы судить о художественных достоинствах, зато читал в музее французские газеты времён установки Эйфелевой башни: «Это железное чудовище обезобразило Париж». А уж со статуей Свободы ситуация складывалась куда курьёзнее. Кстати, Эйфель принял деятельное участие в её расчетах и проектировании.

Начнём с того, что Статую намеревались «подарить» к 100-летию подписания Декларации, то есть к 1876 году. А в итоге получилось в 1886 году. Если в Москве опоздали к «300-летию флота» на год, то в Нью-Йорке – аж на десять лет!

Доподлинно неизвестно был ли «Пётр» переделанным «Колумбом», которого предлагали то ли Испании, то ли США, то ли в Латинскую Америку. А вот про Статую Свободы точно знаем, что первоначально она планировалась «под Египет», на Суэцкий канал. В качестве «реплики» одного из чудес света – Колосса Родосского. Египтяне посчитали, во что им свежий «Колосс» обойдётся, подумали и отказались от французской затеи. А не отказались бы - «Свобода» звалась бы «Светом Азии».

Деньги для «подарка» по взаимному соглашению пришлось искать и в США, и во Франции. Только на доставку статуи затраты выходили запредельными. Пьедестал же решили не возить, а сразу собирать на американской земле. Увы, финансировать проект никто не спешил, идея, что называется массы «не зажгла». Рука с факелом доехала до Филадельфии и Нью-Йорка в рамках Всемирной выставки, а «остальное» застряло в Париже.

Шли годы, пока не отыскался «американский Лужков». Как этот не представлял Москву без фигуры Петра, так и тот, не мыслил Нью-Йорк без статуи Свободы. Правда, наш был чиновник, «расклёванный» журналистами и общественностью: почему поставили?

А их, наоборот - журналист, точнее медиа-магнат, «клевавший» чиновников и общественность: почему не ставите?

Звали его - Джозеф Пулитцер. Ага, тот самый, который «пулитцеровская премия». Большой новатор был, родоначальник «нового журнализма», где информация не просто «подаётся», а красиво «упаковывается». Это он внедрил огромные, «кричащие заголовки», типа: «Маньяк изнасиловал серийного убийцу!»

Задолго до Владимира Ленина Джозеф Пулитцер сообразил: а газета-то ещё и «коллективный организатор»! С его подачи появилось то, что сейчас называется «кампанией в прессе». Возразят: по чину ли сравнивать Лужкова и Пулитцера, мэра и какого-то газетчика!

Э, нет, Джозеф отнюдь не «какой-то». Например, в самом конце 19 века его издание «The New York World» совместно с конкурентным «New York Journal» спровоцировали вооружённый конфликт Америки с Испаний! Конгресс США чуть ли не напрямую откликнулся на «призывы читателей», чуть ли не «по просьбам трудящихся» принял решение объявить войну!

Про ура-патриотическую кампанию двух «боевых листков» редактор журнала «The Nation» Эдвин Годкин писал: «никогда еще история американской журналистики не знала ничего столь постыдного, как поведение этих двух газет». Именно та «борьба за читателя» или по-другому - нагнетаемая военная истерия «The New York World» Джозефа Пулитцера и «New York Journal» Уильяма Херста считается в США стартом «жёлтой прессы».

Впрочем, это случится позже, а тогда по отношению к женщине с факелом Пулитцер повёл себя джентльменом, употребив энергию в мирных целях. Его «коллективный организатор» анонсировал сбор средств, подхлёстывая «скупердяев» бичующими статьями. Из «никому не нужной затеи» статуя Свободы на глазах превращалась чуть ли не в «американское знамение» со своим культом.

За пару месяцев удалось собрать больше, чем за все предыдущее время. Вопрос с финансированием закрыли. А через год открыли Статую Свободы – лично президент США Стивен Кливленд выступил. Чтоб вы более выпукло представляли заслугу Пулитцера в «выбивании денег», коротко скажу про тогдашнего президента. По крайней мере, этот случай ему неоднократно припоминали на выборах. Будучи ещё шерифом, Стивен Кливленд встал перед дилеммой: заплатить наёмному палачу 10 долларов, или привести смертный приговор в исполнение собственноручно. Короче, потенциальный глава США предпочёл сэкономить.

Сегодня Париж не мыслим без «чудовища» - Эйфелевой башни, а Нью-Йорк невозможно представить без «никому не нужной» Статуи Свободы. Пройдет ли подобным путём московский «Пётр 1», кто сейчас знает…



Tags: Москва, Нью-Йорк, США, забавное, памятники, пресса
Subscribe

Posts from This Journal “забавное” Tag

  • Штатные «понятия» и американский «блатняк»

    В Комптон (пригород Лос-Анджелеса) я отправился из чувства противоречия – против были все. От путеводителей до полицейского, у которого…

  • Экскрем... эксперимент

    В России запретили дегустацию дерьма (ДД). Ну, как запретили? "Не рекомендовали!" Но этого оказалось более чем достаточно. Устроители ДД…

  • Вы когда умрёте?

    Не то мы, подчас, выдёргиваем из контекста и водружаем на некое сакрально-смысловое «знамя». Например, из «Мастера и…

  • Шоу на Бродвее

    До подобного мы докатились не сразу, ибо казалось – нам ЭТО не понравится. Вроде комикса по сравнению с книгой. Не потому что – плохо,…

  • Стою, курю…

    Дело было под Тамбовом, стоянка поезда – 5 минут. Сошёл на перрон, курю. Подбегает тётка с чемоданом, суёт проводнику билет и оборачивается…

  • ПРЕССтупления и наказания

    Считается, что у отечественных журналистов, есть два «железных» повода в году (по факту гораздо больше, но я про…

  • Как выглядит миллион долларов

    «Фото на миллион» купюрами и монетами разного достоинства я сделал на всякий случай. Вдруг придётся грабить банки – надо заранее…

  • «Зарубежная эстрада» по-нашему

    «Москва-Москва, закидаем бомбами, Будет вам Олимпиада, а-ха-ха-ха-ха» - вот откуда появился этот, более чем вольный…

  • Квинтэссенция Нового года

promo sine_or february 12, 2017 10:01 22
Buy for 600 tokens
Всех бесит пропаганда и все с удовольствием повторяют придуманные ею штампы. Рискну порвать один шаблон: так называемая 5 колонна – это, как «ж​**а наоборот» - слово есть, а явления нет. И никогда не было. Что мы вроде бы знаем? Во время гражданской войны в Испании, когда…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments