Михаил Синельников-Оришак (sine_or) wrote,
Михаил Синельников-Оришак
sine_or

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Бастионы «Ленинграда» или уКрепления Шнура

Впервые я услышал про «Ленинград» от Лужкова. Не то, чтобы экс-мэр столицы сказал: «Тут такой интересный коллективчик нарисовался, встряхнёмся?» - нет, Юрий Михайлович его запретил. Причём, лично. Причём, трижды – сначала в ДК. Горбунова, потом дважды в «Лужниках». В «пику» ему – тогдашний соперник Лужкова за пост градоначальника Москвы банкир Александр Лебедев - позвал Шнурова и К дать концерт в своём предвыборном штабе на улице Болотной и понеслось…
IMG_20151204_234316.jpg
Если вы категорично против обсценной лексики – дальше лучше не читать, ибо разговор о творчестве Сергея Шнурова подразумевает наличие определённых «терминов» 18+ J

Я сам не перевариваю мат, когда его употребляют лишь для связки слов в предложениях, однако трепетно отношусь к поговоркам, вроде «счастье было рядом, да ёбнуло снарядом». Понимаю – использование здесь любого другого глагола («грохнуло», «унесло») значительно понижает "градус" выражения, отчего теряется вся экспрессивная прелесть.
Существуют ещё анекдоты –  на лицо ужасные, добрые внутри. Главное смешные: «Идёт собрание дворников. За трибуну встаёт лидер Иваныч, откашливается и начинает: «Мужики, как ёб твою мать, так  ебать его в рот. А как нет ни хуя, так и всё по хую. Оно-то мне, конечно, до пизды, но как ебать его конём, так ну его на хуй! И всё собрание загудело: «Правильно, Иваныч – не будем без лопат работать!» «Отожмите» отсюда мат, и что останется?

Другой вопрос, что постоянно петь анекдотами и поговорками невозможно (есть «частушки» - но о них впереди), поэтому многие исполнители, сначала применявшие мат для привлечения внимания, потом  решительно от него отказывались. Например, Владимир Высоцкий («Что ж ты, бл-дь, зараза, бровь себе подбрила...») или Александр Розенбаум.
Тот же, кто не "поступился принципами", вроде Аркадия Северного из Ленинграда (культурный город, бляJ) –  остались «широкими исполнителями», но для очень узких кругов.
С группами – ещё сложнее. Таковые были и есть (от «Сектора Газа» до «Рабфака»), поклонниками очень любимые, но «Ленинград» в сравнении с ними - Гималаи. Я не о творчестве, я про уровень популярности.
«Гениальность», «креативность», «эпатаж» «трудолюбие», «умение держать нос по ветру» - и  тому подобное оставим в покое, пусть упражняются музыкальные критики и фанаты. Фортуну тоже тревожить не станем, ибо банальным везением оправдать можно буквально всё.
Что ж за бастионы такие помогают «Ленинграду» устоять? Что за крепления (сказал бы – «скрепы», да слово занято) удерживают Шнура в чартах?
Приглядитесь и прислушайтесь – это же не просто, а – (не удержусь!) - гениально просто, причём мат – дело десятое, а на первых местах:

Ориентация на частушки и по музыкальному жанру, и по стихотворному размеру.
Частушки непотопляемы, прежде всего, благодаря «логически дифференцированной системе объединения тонов на основе их функциональных взаимоотношений, когда третья ступень отстоит от первой на большую терцию». УмнО? НадеюсьJ, но могу и проще – мажорное звучание.
Эстетическое противостояние между минором и мажором –  важнейшее. Из-за физических особенностей звуков и физиологического строения человеческого уха даже такая малость, как полутон, благодаря которому большая терция отличается от малой, создает огромный контраст в восприятии звучания. Одно и тот же направление, при разной подаче создаёт диаметрально противоположные настроения: те же Свадебный и Похоронный марши. Шнуров, в основном, предпочитает частушечный мажор  и ведь выигрывает!
Бывают, правда, и «лирические частушки» в миноре, у «Ленинграда» нечто подобное тоже встречается (си-минор):

Мы за всё хорошее, против всей хуйни,
По лугам некошеным чтобы шли ступни.
Чтобы везде ебошила, правда, а не ложь,
Мы за всё хорошее, нас не наебёшь!

Но депрессивным пессимизмом здесь и не пахнет. Почему? Для частушки оное - оксюморон. Её жанровые особенности: «злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики и импровизация на основе устойчивых музыкальных форм». А теперь – соотнесите с  произведением Шнурова, для чистоты эксперимента  даже спойте, но не на «Ленинградский» мотив, а на «частушечный» - эффект останется. Эффект – антидепрессанта, что в эпоху перманентных кризисов самое то.

Аллитерация и Ассонанс.
Не буду «грузить» громоздкими, лингвистическими определениями, что сие такое. Коротко – это определенное сочетание/повторение согласных-гласных звуков. В стихотворных ритмах – суперприём, мгновенно отлетающий, чуть ли не в подсознание.
«Классические» примеры аллитерации и ассонанса одновременно:

Пушкин  - повторяются гласные (о, а) и согласные (п, р, т ):
Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен

Маршак:
По небу голубому
Проехал грохот грома.

Утверждаю категорично - Шнуров без аллитерации и  ассонанса словно безалкогольное пиво – пить можно, упиваться – нет. Все эти «крючки»: «ехай на хуй», «ебу баб», «пока жив, я ещё покажу», «в Питере – пить» и т.д.  - щедро разбросаны по «ленинградским» песням, и нечего удивляться, что они «цепляют». Меня, например, до сих пор не отпускает шнуровское: «Мне бы в небо».
Надеюсь, вы понимаете, что посылать Сергея Шнурова на «Евровидение» можно не ранее, чем без экспрессивно-литературных потерь будут переведены  его идиомы, хотя бы:

На хуя хуярим?              
Ни хуя не ясно!
Охуевшим харям
До хуя опасным.
Dick fuckearim?
Not fucking clear!
Fucked up the har
Pretty fucking dangerous

То есть никогда J Оно и к лучшему,  иначе опасаюсь - у него в крови или мельдоний найдут, или фразу «elections, election candidates fag» воспримут чересчур буквально.

Tags: "Ленинград", Сергей Шнуров, музыка
Subscribe

Featured Posts from This Journal

promo sine_or february 12, 2017 10:01 23
Buy for 600 tokens
Всех бесит пропаганда и все с удовольствием повторяют придуманные ею штампы. Рискну порвать один шаблон: так называемая 5 колонна – это, как «ж​**а наоборот» - слово есть, а явления нет. И никогда не было. Что мы вроде бы знаем? Во время гражданской войны в Испании, когда…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments